Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Брединская средняя общеобразовательная школа №97   

 

Советы (рекомендации) выпускникам

   В период подготовки к экзаменам нужно предложить учащимся советы и рекомендации, которые помогут им оптимально организовать свою работу, психологически на­строиться на экзамен и выбрать правильную тактику пове­дения во время сдачи ЕГЭ. Эти советы могут дать выпуск­никам и родители, и учителя, и психологи.

Как готовиться к экзамену

·        Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи все нужные учебники, по­собия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.

·        Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиоле­товый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Достаточно будет какой-либо картинки или по­стера в этих тонах.

·        Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого макси­мально используй для занятий утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что ты сегодня будешь повторять — не вообще («немного позанимаюсь»), а какие именно разделы и темы.

·        Начинай с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе никак не удается «раска­чаться», можно начать с того материала, который тебе боль­ше нравится и более интересен. Возможно, после этого ты постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

·        Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Можно в это время помыть посу­ду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

·        Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запом­нить наизусть весь учебник. Полезно структурировать ма­териал, составляя планы и схемы, причем желательно на бумаге. Такие планы полезны еще и потому, что к ним можно будет обратиться при кратком повторении материала.

·        Как можно больше тренируйся в выполнении тестов, используя для этого различные сборники заданий и посо­бия по данному предмету. Такие тренировки помогут тебе лучше познакомиться с конструкциями тестовых заданий.

·        Тренируйся с часами в руках, засекай время выполне­ния тестов (на каждое задание части А в среднем уходит по 2 минуты).

·        Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что ты не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остано­виться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовить­ся к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя пере­утомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, прогуляйся. Постарайся выспаться как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борь­ба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможно­сти и способности. В пункт проведения экзамена ты дол­жен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тес­тирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Тактика успеха на ЕГЭ

Приведем несколько универсальных «рецептов» для выпускников — составляющих, из которых складывается успешная тактика выполнения тестов ЕГЭ.

·        Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояс­нил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредо­точиться и забыть про окружающих. Для тебя должны суще­ствовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

·        Торопись не спеша! Жесткие временные рамки не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

·        Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в зна­нии которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успоко­ишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты вой­дешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

·        Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо было бы недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызы­вают у тебя затруднения.

·        Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты, пытаясь понять условия задания по первым словам, достраиваешь его концовку в собственном воображении — это верный способ допустить досадные ошиб­ки в самых легких вопросах.

·        Думай только о том задании, Которое ты выполня­ешь в настоящий момент! Приступая к новому эаданию, забудь все, что было и предыдущем. Обычно задания В тестах не связаны друг с другом, ПОЭТОМУ знания, которые ты применил в одном из них (уже, допустим, решенном тобой)  чаще всего не помогают, а только мешают сконцентриро ваться и правильно выполнить новое задание. Следование этому правилу позволяет также получить бесценный психологический эффект:  

               забыть о неудаче в предыдущем за­дании (если оно оказалось тебе не по зубам) и думать только

              том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

·        Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последо­вательно исключать те варианты, которые явно не подхо­дят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентриро­вать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

·        Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем лег­ким заданиям (первый круг). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вер­нуться и подумать над трудными, которые тебе вначале при­шлось пропустить (второй круг).

·        Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы чтобы успеть пробежать ее глазами и заметить яв­ные ошибки.

·        Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но ин­туитивно готов предпочесть какой-то ответ другим, то инту­иции следует доверять. Выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

·        Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но пом­ни, что на практике это нереально. Учитывай, что тесты рас­считаны на максимальный уровень сложности, и количе­ство решенных тобой заданий вполне может оказаться до­статочным для получения хорошей оценки.

Как психологически подготовиться к ЕГЭ (Рекомендации для учащихся)

Чтобы благополучно сдать экзамены, можно и нужно заранее готовиться к ним психологически. Важно пони­мать, что успешность участия в этом испытании зависит не только от уровня знаний (их в необходимом объеме дает школа), но и от умения человека добиваться высоких ре­зультатов. Из чего же оно складывается?

Первое слагаемое самооценка. Самооценка — это оцен­ка человеком себя относительно других людей. Она бази­руется на его чувстве собственной значимости (важности) и, в свою очередь, включает в себя два компонента.

Первый компонент — «Как меня оценивают другие». Здесь важно разобраться, как соотносятся между собой ре­альная оценка человеком самого себя и его субъективное представление о том, как его оценивают окружающие (то есть правда ли, что другие меня оценивают так, как я ду­маю?). Для того чтобы это узнать, попробуйте «нарисовать» два словесных портрета: «Я глазами других людей» и «Я реальный». Перечислите значимые личностные характе­ристики (например, активный, дружелюбный, трусливый и т. д.), которые, по вашему мнению, вам свойственны, — и те, кото­рыми вы обладаете с точки зрения других людей. Сравнив эти портреты, проанализируйте разницу между ними.

Можно попросить приятелей или родственников таким же образом нарисовать ваш портрет. Сравните эти описа­ния — и у вас появится много новой информации о себе!

Второй компонент самооценки — «Как я сам оцениваю себя». В этом случае вам тоже помогут два портрета. Один из них вами уже нарисован — «Я реальный». Второй порт­рет назовем «Я идеальный» (каким вам бы хотелось быть). И снова оценим разницу.

Тому, кто окажется удручен своей низкой самооценкой, не стоит отчаиваться. Низкая самооценка — это норма в юном возрасте, и ее можно повысить с помощью неслож­ных упражнений. Например, таких:

1. Напишите пять ваших достижений за последний год, за которые вы себя хвалите и которыми вы бы хотели похвастаться перед другими.

2. То же — за последние полгода (не повторяйте те, что вы указали, отвечая на предыдущий вопрос).

3. То же — за последний месяц.

4. То же — за последнюю неделю.

5. То же — за последний день.

Выполняя упражнение, обратите внимание на то, как на­растает сложность задания. Это хорошая тренировка — за­мечать и гордиться не только своими грандиозными успе­хами, но и самыми маленькими, каждодневными достиже­ниями, из которых и складывается большой успех.

Второе слагаемое успешности умение распределять время и силы. Важно помнить о том, что человеческие ре­сурсы не безграничны и, чтобы хорошо работать, надо уметь отдыхать.

Ответьте себе на следующие вопросы:

1. Сколько времени мне нужно спать, чтобы чувство­вать себя нормально?

2. Что для меня является наилучшим отдыхом в кани­кулы, в выходные дни, в течение дня? (Это позволит вам определить свои «ресурсные» состояния.)

3. Как я расходую свою энергию — физическую, интел­лектуальную, эмоциональную?

Другими словами, вам необходимо хорошо понимать, от чего вы больше устаете и за счет чего восстанавливаете СВОЙ энергетический ресурс. Например, насколько утомительна для вас дорога к месту вашей учебы, на какие предметы больше затрачивается сил, общение с какими людьми отнимает силы, а с какими — добавляет их.

Осознание и анализ всего этого, конечно, требуют време­ни и определенного напряжения. Зато потом знание этих особенностей помогает в правильном распределении и вос­полнении ваших энергетических затрат, в том числе и при подготовке к экзаменам.

Третье слагаемое, тесно связанное с первым и вторым, — борьба со стресс-факторами. Стресс — это способ реаги­рования организма на изменения внешних и внутренних условий его функционирования. Для нормальной работы человеку необходимо научиться адаптироваться к таким изменениям, то есть к новым требованиям жизненных обсто­ятельств. Это связано как с физическим, так и с эмоцио­нальным его благополучием. При остром стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, он тревожен, его переполняет страх, снижаются его способно­сти концентрировать внимание, запоминать, думать. При хроническом стрессе, когда человек живет долго в постоян­ном напряжении, переутомляется без возможности восста­новиться, он более подвержен различным заболеваниям, мыс­лительные способности его также снижаются.

В период экзаменов, как правило, каждый из нас испы­тывает волнение. Это нормальное состояние, которое помо­гает мобилизоваться в ответственный момент.

Если же вы нервничаете слишком сильно или чувству­ете, что вам не удается справиться со своим волнением в стрессовой ситуации, советуем выполнить несколько ды­хательных упражнений, помогающих снять чрезмерное на­пряжение. Сделайте долгий вдох через нос, а затем выдох­ните через рот, причем выдох должен быть в два раза длин­нее вдоха.

Научитесь произвольно расслаблять мышцы своего тела, тренируясь каждый день по несколько минут. Освоив это умение, вы сможете почувствовать, как тревога постепенно уходит и сознание становится ясным.

Не забывайте доставлять себе в течение дня маленькие удовольствия: побалуйте себя чем-нибудь вкусным, сделай­те новую прическу, поговорите с приятным для вас челове­ком.

Навыки оптимального поведения в стрессовой ситуации помогут вам успешно справиться с трудностями и волнени­ем, связанными со сдачей экзамена, и при прохождении те­стирования максимально эффективно использовать имею­щиеся у вас знания, возможности и ресурсы.

КАК ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Взявшись за дело, прежде всего четко сформулируй, что хочешь сделать (цель предстоящей деятельности).

2. Постарайся хорошенько понять, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

3. Отыскав один путь к цели, попытайся найти и другие: далеко не всегда самый очевидный вариант оказывается самым лучшим.

4. Сравни все варианты и, взвесив достоинства и недостатки каждого из них, выбери наилучший.

5. Раздели предстоящую работу на этапы, наметив промежуточные цели, при этом желательно хотя бы примерно определить длительность каждого этапа.

6. Старайся действовать строго по плану, постоянно сверяя свои действия с ним. Корректировать нужно с учетом получаемых результатов, то есть используя обратную связь.

7. По окончании работы осмысли ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их впредь.

 

 

Подготовка к экзаменам: установка на успех!

  Экзамены требуют много напряжения и сил, ясной мысли, смекалки.

Чтобы не терять головы, не ставь перед собой сверх задач:

- начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие;

- если очень трудно соберись с мыслями, постарайся сначала запомнить самое легкое, а потом приходи к изучению трудного материала;

- ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

  За учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая. Лучше начинать с 8.30 и делать перерывы для отдыха минимум 10-15 минут каждый час. Потом обед и отдых.

  Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатое витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменом не следует наедаться.

  Желательно избегать просмотра видеофильмов и телепередач, игры в шахматах, чтения художественной литературы, потому, что они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.      

Метод повторения И.А.Корсакова (основные принципы):

1.Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд после ее восприятия (имена, телефоны, даты), так как самая большая потеря информации приходиться на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинить. Предположим, если на подготовку дается семь дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

     1-й день - 2 повторения;   2-й день - 1 повторение;  3-й день - без повторений;  4-й день - 1 повторение;

     5-й день - без повторений;  6-й день - без повторений;   7-й день - 1 повторение.

3. Количество повторений должно быть у тебя выбрано с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

4.Если ты хочешь запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендую повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

5.Научитесь сбрасывать напряжение - мгновенно расслабляться.

Зубрежка

  Бывает так, что какой-то материал ну совершенно не идет! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять, в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

  Какова процедура зазубривания?

- повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить.

- повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды.

- повторить, выждав 10 минут (для запечатления).

- для перевода материала в долговременную память повторить его через 2-3 часа.

- повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).

  Ты запомнишь лучше:

1)ту информацию, которой постоянно пользуешься;

2)то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому тебе еще предстоит вернуться);

3)То, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);

4)Прерванные действия.

Способы снятия  нервно-психического напряжения:

- спортивные занятия;                                     

- контрастный душ

- стирка белья;                                                  

- мытье посуды;

- скомкать лист бумаги и выбросить;            

- слепить из газеты свое настроение;

- громко спеть свою любимую песню;          

- покричать то громко, то тихо;

- вдохнуть глубоко 10 раз;                              

- погулять по лесу;

- потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

  Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

  На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

 

На главную

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»